Какой размер штрафа за разговор по телефону за рулём?

Считается, что водитель должен внимательно следить за дорогой и не отвлекаться на посторонние дела. Является ли отвлечением внимания разговор по телефону за рулём? Конечно. В таком случае происходит рассеивание внимания водителя, в результате чего уменьшается его быстрота реакции на внезапные ситуации на дороге, что может привести к ДТП. Поэтому за общение по смартфону во время поездки на машине предусмотрен штраф. Однако с этим вопросом не всё так просто. Более того, в ПДД есть противоречие, которое вносит путаницу. Ввиду этого некоторые штрафы выписываются ошибочно. Давайте разбираться, какой размер штрафа грозит за мобильный за рулём, что говорит закон, есть ли наказания с камер и в каких случаях вы можете обжаловать постановление.

Сколько штраф за разговор по телефону за рулём автомобиля в 2023 году?

1 500 рублей

Запрет на использование телефона при одновременном управлении транспортным средством чётко обозначен в пункте 2.7 ПДД:

2.7. Водителю запрещается:

пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;

Если водитель говорит по смартфону, то его действия образуют состав правонарушения по статье 12.36.1 КоАП РФ. Пойманному любителю поболтать за рулём в 2023 году грозит денежный штраф в размере 1 500 рублей. Однако, если вы уложитесь в 20-дневный срок с момента вынесения постановления и внесёте оплату, то для вас будет действовать скидка. В итоге вместо 1 500 рублей вы заплатите всего 750.

Но нас интересует не только штраф, но еще и тонкости пользования гаджетом за рулём автомобиля, поскольку наказание выносится далеко не всегда и не всем. Разберём эти нюансы подробнее.

В каких случаях его выписывают, а в каких нет?

Использование мобильного телефона за рулём машины бывает разным: можно разговаривать с трубкой возле уха, общаться по гарнитуре, играть в игры, листать ленту в Инстаграме – от конкретного действия зависит, выпишут вам штраф или нет.

Также это зависит от того, идёт ли рейд ГИБДД по поимке пользующихся устройствами водителей – на практике обычно штрафуют именно во время таких рейдов, а не постоянно.

Если я держу телефон возле уха

Классическая ситуация, при выявлении которой автолюбителю грозит штраф в размере 1 500 рублей. Сотрудники ГИБДД особо не церемонятся – поэтому шанс нарваться на санкцию достаточно высокий.

Происходит это буквально так:

  • Инспектор ДПС издалека рассмотрел через лобовое стекло едущего автомобиля, что вы держите телефон возле уха.
  • Далее следует остановка вашей машины и указание на правонарушение. В большинстве случаев инспекторы даже не станут слушать ваши объяснения, а будут готовы выписать постановление со штрафом. Но если вы не согласны с нарушением, сотрудник ГИБДД обязан оформить еще и протокол, в дополнение к постановлению.
  • После этого вас отпустят, а вы будете решать, что делать со штрафом – оплатить или обжаловать.

Но суть борьбы с разговорами по телефону за рулём не в том, чтобы бороться именно с этим явлением, а с недопущением посторонних предметов в руке водителя. Очевидно, что одной рукой сложнее управлять машиной, особенно в плотном трафике, на поворотах, скользкой дороге. Поэтому в качестве профилактики наказывают штрафами.

Если разговариваю по громкой связи/гарнитуре

Это не возбраняется. В тех же Правилах дорожного движения есть исключение, при котором штраф за разговор по смартфону не грозит – этим исключением как раз является использование системы «hands free».

Практически любой смартфон оборудован функцией громкой связи. Достаточно выбрать эту опцию на экране гаджета, и собеседника будет прекрасно слышно в салоне автомобиля. То есть не потребуется подносить мобильник к уху, соответственно никакого нарушения и санкций за это не будет. Но если вы не хотите, чтобы ваши беседы слышали пассажиры автомобиля, можно использовать Bluetooth-гарнитуру или проводные наушники. Эффект тот же, «хендс-фри» – поэтому и штраф за общение по телефону вам не выпишут.

Но при этом в обоих случаях ваши руки должны быть обязательно свободными и находиться на руле. В противном случае увидевшие вас инспекторы ДПС могут расценить держание телефона как пользование им, например – для набора СМС, а это уже несоблюдение ПДД и, соответственно, повод для назначения штрафа по ст. 12.36.1 КоАП РФ.

Стою в пробке/на светофоре и говорю по телефону

Вероятность получить штраф высокая.

Многие водители наивно полагают, что запреты пункта 2.7 ПДД касаются только случаев, когда автомобиль движется по дороге. Якобы при остановке на светофоре или стоянии в пробке пользоваться телефоном можно. Однако это ошибочное мнение!

Даже когда вы едете в заторе или ожидаете разрешающего сигнала светофора – вы по-прежнему полноценный участник дорожного движения, поскольку за ожиданием следует дальнейшее движение на автомобиле. И, переключив внимание на общение по телефону, вы можете забыть включить поворотник, не заметить помеху справа или врезаться во впереди стоящую машину.

Поэтому, если вы решили скоротать время в пробке или на светофоре за разговором по мобильнику, и это заметил инспектор ДПС, то он имеет полное право выписать постановление со штрафом в 1 500 рублей. Но на практике в той же пробке наказание вам вряд ли грозит, а вот на светофоре или «зебре» вполне реально!

Пишу СМС, читаю новости, листаю соцсети с экрана смартфона

Тот же штраф, что и за общение по мобильнику.

Еще раз обратимся к пункту 2.7 ПДД. В нём однозначно указано, что водителю нельзя «пользоваться во время движения телефоном». Но что такое пользование? Это любые действия водителя, направленные на получение аудиовизуальной информации с экрана гаджета – а к ним относятся проверка почты, общение в соцсетях и мессенджерах, запись сториз, сёрфинг в браузере, просмотр видео, игры в приложениях и т.п.

Таким образом, простое наличие у вас телефона в руке во время движения на автомобиле образует состав правонарушения. И не важно, что вы на ходу быстренько решили ответить на сообщение в WhatsApp или залипли на видео с котиками. Задействовали руки и отвлеклись от дорожного движения – извольте получить штраф!

Так что, если сейчас вы вдруг читаете эту статью с телефона, и одновременно едете на машине – убедительно просим вас прервать чтение! Не переживайте, дочитать статью вы сможете и позднее, в свободное от управление автомобилем время, но зато уменьшите риск попасть в ДТП.

Штрафуют ли с камер за мобильный телефон во время езды?

Да, в большинстве регионов.

Тестовые камеры на сотовый телефон за рулём появились в Москве еще в 2020 году. После того как систему успешно обкатали, столичным автовладельцам начали приходить штрафы с камер за разговоры по мобильному во время езды. Позже к этой системе подключились и другие регионы нашей страны – в частности, Республика Татарстан.

Как это работает? Нейросеть фиксирует подозрительный предмет возле уха водителя и делает не менее десяти высококачественных фотографий. Далее снимки направляются на дополнительную проверку к сотруднику ЦАФАП, а позднее в ГИБДД. И если на фото чётко видно, что водитель держит смартфон возле уха, то в Госавтоинспекции выносят постановление по ст. 12.36.1 КоАП и высылают «письмо счастья» в адрес владельца машины.

Но не исключены и ложные срабатывания. Например, бывает, что выписывают штрафы за то, что водитель просто почесал за ухом или приложил к голове не телефон, а иной предмет (ту же шоколадку или блокнот). Такие незаконные постановления, конечно, нужно обжаловать.

Как правильно говорить по телефону в машине, чтобы не получить штраф?

Отчасти мы уже рассказали об этом выше. Но давайте напомним еще раз.

Есть всего два варианта:

  • Остановиться в любом разрешённом для этого месте, чтобы поговорить по телефону, написать СМС и проверить почту.
  • Воспользоваться громкой связью или гарнитурой (наушниками) для разговора во время езды на машине.

Только при таких раскладах вы гарантированно избежите привлечения к ответственности за пользование телефоном параллельно с движением на автомобиле. В иных случаях желание воспользоваться гаджетом может обернуться для вас санкцией.

Можно ли оспорить штраф?

Да, любой штраф можно обжаловать – это право водителя.

Но стоит ли оспаривать наказание, если вы действительно говорили по мобильному телефону и это заметил сотрудник ГИБДД, или же вы попались на камеру? Наверное, нет – потеряете время. Другое дело, если штраф выписан за то, чего вы на самом деле не совершали. Тогда обжалование оправдано.

На подачу жалобы на штраф закон отводит 10 дней. Отсчёт начинается с того дня, как вы получите копию постановления от инспектора на дороге или «письмом счастья» от почты (ч. 1 ст. 30.3 КоАП). Жалобу можно подать либо в ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения.

Желательно, чтобы у вас были доказательства в пользу своей невиновности. К примеру, иногда помогают распечатки звонков от мобильного оператора. Однако не все суды признают это допустимым доказательством, полагая, что распечатка с одного устройства, а водитель вёл разговор по второму сотовому телефону. Тем не менее, данные биллинга могут сыграть в вашу пользу.

Судебная практика 2023

Практика судебных решений различается.

Рассмотрим несколько свежих постановлений:

  • Так, в Тамбове суд отказал водителю в отмене штрафа за разговор по телефону за рулём, поскольку посчитал, что инспекторы ДПС собрали достаточно доказательств виновности водителя.
  • Дело в отношение автоледи из Ярославля было прекращено в связи с истечением сроков давности – районный суд встал на её сторону, сотрудник ГИБДД обжаловал это решение, но сроки привлечения к ответственности уже вышли, и женщина избежала наказания.
  • В Республике Татарстан суд усмотрел наличие неустранимых противоречий и сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, посчитав, что рапортов и протокола инспектора ДПС недостаточно – в итоге производство по делу было прекращено, а штраф отменён (Решение Альметьевского городского суда № 12-278/2020 от 27 июля 2020 года).

Как видно, положительные решения судов в пользу водителей имеются. Главное, чтобы у вас были факты в пользу своей правоты, а также грамотные опровержения доказательств инспектора ГИБДД или фото с камер.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Техно Зип
Добавить комментарий