Можно ли устанавливать синие, белые и другие лампы в габаритные огни автомобиля и какой штраф?

Габаритные огни соответствуют своему названию и обозначают границы транспортного средства на дороге. Но многих любителей тюнинга не устраивают штатные световые огни. С этой целью они часто устанавливают в габариты диоды, ксенон и даже стробоскопы с RGB-подсветкой. Между тем, по действующему ПДД в 2023 году это является нарушением. Источник света «габариток» должен быть белого, жёлтого, оранжевого, а в ряде случаев – красного цвета. И любое вмешательство в штатную конструкцию грозит водителю штрафом и даже лишением прав. Рассмотрим, какого цвета могут быть габаритные огни, допустимо ли ставить светодиоды в оптику и почему лишение водительских прав не всегда законно.

Какого цвета лампы можно устанавливать в габаритные огни машины в 2023 году?

Ответ на этот вопрос содержится в Правилах дорожного движения, ГОСТ и Регламенте Таможенного Союза № 877. Тонкость в том, что из трёх нормативно-правовых актов в 2023 году действуют всего два, в то время как третий утратил силу. И далее мы разберёмся с подробностями.

По ПДД

Правила дорожного движения – это основополагающий правовой акт, которому должны следовать все водители без исключения. В основной части ПДД мы не найдём ответа на вопрос, какого цвета лампочки можно ставить в габаритные огни.

Но у ПДД есть приложения, одним из которых является «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» – и в нём есть пункт 3.6, где описаны допустимые цвета световых элементов. Правда, речь идёт о передней и задней оптике в общем, без уточнения, чьи это оттенки – габариток, противотуманок, дневных ходовых огней и т.д.

Итак, в 2023 году требования к цвету источников света:

Где расположены Разрешённый цвет
Спереди автомобиля белый, жёлтый и оранжевый
Сзади машины красный, жёлтый и оранжевый

Но помимо Основных положений к ПДД, вопрос световых приборов освещён в ГОСТ Р 51709-2001, где в таблице 6А приводится более детальная информация уже по цвету габаритных огней:

Таким образом, по ГОСТ для «габаритки» в головном свете автомобиля разрешается лишь белый цвет, а для задних габаритных огней – только красный.

Но есть нюанс…

ПДД ссылаются на отменённый ГОСТ – нет ли здесь противоречий?

Загвоздка в том, что указанный выше ГОСТ Р 51709-2001 утратил силу. Означает ли это, что ПДД ссылается на недействующую редакцию Госстандарта? Да, но только в части регулировки фар, для которых также есть свои требования. А вот по внешним световым приборам есть другой нормативно-правовой акт – и он, по состоянию на 2023 год, является действующим.

Мы имеем в виду Технический регламент № 877 «О безопасности колёсных транспортных средств» – он также разъясняет, какой цвет излучения может быть у габаритов автомобиля.

В соответствии с разделом 1.3 Приложения №4 Техрегламента:

  • для переднего габарита – белый,
  • для заднего – красный.

Таким образом, противоречия скорее формальные. Мы получаем ту же информацию о палитре габаритных огней, что и в отменённом ГОСТе.

Можно ли ставить синие лампочки в габариты автомобиля?

Ни ПДД, ни Техрегламент не разрешают устанавливать синие лампочки в «габаритки». Допустимые цвета – белый, жёлтый и оранжевый спереди, а также красный, жёлтый и оранжевый сзади.

Если вы установите синие, зелёные или фиолетовые габариты, в том числе с RGB-подсветкой – транспортное средство из-за неисправностей не может быть допущено к эксплуатации на российских дорогах. А за сами неисправности вам грозят санкции в рамках Административного кодекса.

Какой штраф за синие, зелёные и фиолетовые габаритки?

Наказание зависит от того, какой именно оттенок будет в габаритах вашего авто, а также спереди или сзади находятся источники света.

По общему правилу, за управление транспортным средством при наличии неисправностей в соответствии с Основными положениями, водителю грозит одно из наказаний по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ:

  • штраф в размере 500 рублей,
  • либо предупреждение от инспектора ДПС.

Конечно, предупреждение выносится крайне и крайне редко. В большинстве случаев в отношении автолюбителя полицейские оформляют постановление об административном правонарушении. Но если водитель не согласен с нарушением, то сотрудник ГИБДД составит еще и протокол – в дополнении к постановлению. На основании протокола есть возможность обжаловать штраф.

А вот привлечь вас по ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ за установку красных или иных «габариток» в нарушение Основных положений к ПДД, должностные лица не смогут. Для этого инспекторы ДПС должны доказать, что вы собственноручно поставили лампочки в габариты своего авто. И сделать они этого не смогут. Только если вы сами им в этом не признаетесь. Но у вас отсутствует такая обязанность, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких, и на практике это сработает в вашу пользу.

Действует ли скидка?

Да, действует.

Административный штраф за несоответствующий цвет габаритных огней можно оплатить с 50% скидкой. Но для этого вы должны соблюсти сроки на внесение платежа. Закон отводит на оплату штрафа с дисконтом ровно 20 дней с того момента, когда инспектор ДПС выписал постановление (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Если не уложитесь – скидка сгорит!

Могу ли я установить светодиоды в габариты машины?

Зависит от инструкций производителя автомобиля.

На некоторых иномарках в габаритах изначально установлены диодные лампочки. Если у вас такой случай, то вы можете спокойно ездить с такими световыми приборами без штрафов, а при выходе из строя – заменить перегоревший диод на аналогичную LED-лампу.

Но если в габаритах установлены галогеновые лампы, а в инструкции производителя к вашему автомобилю не предусмотрена замена на светодиоды, то их нельзя ставить в фары – ни спереди, ни сзади.

Но что, если установить? В таком случае вас могут остановить сотрудники ГИБДД и сверить используемую лампу с маркировкой производителя ТС. При несоответствии таковой вам выпишут штраф в 500 рублей по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. На практике избежать штрафа у вас вряд ли получится, поскольку инспектор ДПС зафиксирует факт управления авто при наличии неисправности.

Почему лишение прав незаконно?

В 2023 году мировые судьи всё еще выносят решения о лишении прав за установку светодиода взамен стандартной лампы накаливания в габаритах транспортного средства – и это незаконно! На это, в частности, указал Верховный Суд.

Соответствующие разъяснения появились в свете издания Постановления Пленума ВС РФ №20 в июне 2019 года. И вот на что было указано судам в пункте 6:

Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

То есть раньше для лишения водительских прав за управление автомобилем в нарушении цвета и режима работы световых элементов судам достаточно было выявить одно из нарушений – либо несоответствующий цвет, либо режим работы фары. Почти всегда выявляли цвет. К примеру, водитель установил спереди красные габариты, чем нарушил пункт 3.6 Основных положений к ПДД.

Но по мнению Верховного Суда, для лишения водительских прав по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ должны выполняться оба условия одновременно – и цвет освещения, и режим работы габаритов.

На практике в пользу водителей играет как раз режим работы светотехники. Цвет габаритных огней может отдавать красным, синим, зелёным или фиолетовым оттенком. Но обычно луч света не мигает, не прерывается, не похож на проблесковые маячки – то есть светит непрерывно. И это делает вынесенное постановление о лишении прав по части 3 ст. 12.5 Кодекса незаконным. Вместо этого судьи должны переквалифицировать дело на часть 1 той же статьи, и назначить водителю штраф в 500 рублей за езду с неисправностями.

Но что, если лишили прав? В таком случае у вас есть право обжаловать решение мирового судьи в вышестоящую инстанцию – районный суд. И там, с большой долей вероятности, встанут на вашу сторону и отменят решение мирового судьи, руководствуясь разъяснениями Верховного Суда РФ.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Техно Зип
Добавить комментарий