Поправки в Правила для электросамокатов в России – что нового?

Электросамокаты уже давно прижились в России и пользуются огромной популярностью среди граждан. Однако вопрос правового регулирования СИМ до сих пор не был решён. Предыдущие попытки внести ясность и определить статус электросамокатов так и оставались на бумаге. И вот, наконец, власти решили прописать в ПДД, что такое средства индивидуальной мобильности, где на них можно ездить, с какого возраста и с какой скоростью, а также что запрещено владельцам микроэлектротранспорта. Ещё анонсированы новые дорожные знаки специально для самокатчиков. Мы разобрали все эти поправки и спешим ознакомить вас с ними. Давайте начинать!

В ПДД внесли изменения для электросамокатов – это правда?

Да.

До 6 октября 2022 года ни в ПДД, ни в КоАП, ни в других нормативно-правовых актах не было упоминаний о такой категории транспорта как электросамокаты. Отсутствовали правила регулирования и для других средств индивидуальной мобильности (СИМ) – сигвеев, гироскутеров, моноколёс и прочих электроскейтбордов. И вот, наконец, Правительство РФ подготовило объёмный пакет поправок в Правила дорожного движения. Одним из блоков нововведений стало как раз регулирование сферы передвижения на электросамокатах.

Утверждённые властями поправки в ПДД доступны на официальном интернет-портале правовой информации. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ № 1769 от 6 октября 2022 года. Но обратите внимание, что это изменения Правил дорожного движения. Никаких поправок в КоАП, где прописаны штрафы за несоблюдение Правил не внесено.

Когда поправки о СИМ вступят в силу?

С 1 марта 2023 года.

Но почему не с даты утверждения Постановления Правительства? Всё просто! О том, что поправки в ПДД вступают в силу с 1 марта 2023 года указано непосредственно в Постановлении. К слову, здесь же отмечено, что новые ПДД будут действовать до 1 марта 2029 года. Затем Правительству придётся либо продлить срок, либо переиздать ПДД/Постановление.

Что изменится в Правилах езды на электросамокатах с 1 марта 2023 года?

Самое время обсудить главные новшества в ПДД для самокатчиков, благо их предостаточно. Тем не менее, спорных моментов также хватает. Но давайте по порядку!

Официальный статус «средств индивидуальной мобильности»

Пожалуй, главное изменение – это классификация электротранспорта в качестве средства передвижения людей. Шутка ли, но раньше в ПДД не было даже определения. С 1 марта оно появится в официальной трактовке.

Определение СИМ будет звучать так:

 «Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Обращает на себя внимание объединение электрических колёсных устройств с двигателем в новую общую категорию – средства индивидуальной мобильности. А если устройство не оснащено двигателем, его нельзя причислить к СИМ. То есть обычные ролики и скейтборды по-прежнему не вынесены в отдельную категорию, а значит передвигающиеся на них – пешеходы.

Максимальная скорость

С 1 марта 2023 года пункт 24.6 ПДД дополняется уточнением о максимально допустимой скорости движения на электросамокатах и других СИМ. Ограничение составляет 25 км/ч. Вместе с тем, если вы собираетесь ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, в законе будет ещё одно требование – масса личного или арендованного электроустройства не должна превышать 35 кг.

Но даже со скоростью всё условно! Преимущество при движении по тротуару по-прежнему имеют пешеходы, а едущие на электросамокате не должны создавать им помех. Если помехи могут быть созданы или существует опасность наезда на людей – придётся либо спешиться, либо снизить скорость до оптимальной. Получается, что самокатчики не могут даже посигналить пешеходу, чтобы тот его пропустил. Придётся самим подстраиваться под идущих по тротуару людей.  

Где и как можно передвигаться на электросамокате?

Движение на средствах индивидуальной мобильности условно приравняли к езде на велосипеде. Требования к владельцам таких устройств практически идентичны.

Давайте рассмотрим все эти новшества:

  • Если вес вашего электроустройства превышает 35 кг, заезжать на тротуары на нём нельзя – можно двигаться лишь по велодорожкам или полосам для велосипедистов, а при отсутствии таковых – по правому краю проезжей части,
  • Управлять электросамокатом может любой желающий, независимо от возраста – но есть несколько ограничений: дети до 7 лет могут ездить на СИМ лишь в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, с 7 до 14 лет – им доступна та же зона катания + велосипедные зоны, но присутствие взрослых уже необязательно, а с 14 лет помимо указанных мест допускается и движение на самокате по краю проезжей части,
  • Скорость движения на участке дороги не должна превышать 60 км/ч – так что ездить на электросамокате по автомагистралям и трассам ПДД запрещают,
  • Для возможности передвигаться на СИМ по проезжей части устройство должно быть оборудовано исправными тормозами и фарами: белыми спереди, красными – сзади. То есть на моноколесе, гироскутере или сигвее на дороге делать нечего!

Кроме того, если вы собираетесь пересечь проезжую часть по «зебре», вам придётся спешиться и катить электросамокат рядом с собой (аналогичное требование в ПДД есть и для велосипедистов).

Что запрещено?

Пользователи СИМ вынесены в отдельную категорию участников дорожного движения, поэтому обязаны соблюдать ПДД и в части ограничений.

Таких запретов несколько:

  • двигаться со скоростью свыше 25 км/ч и заезжать на тротуары на электросамокате массой от 35 килограммов и выше,
  • ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой (исключения: моноколесо, гироскутер, электроскейт – устройства, где руль не идёт в составе конструкции),
  • перевозить пассажиров, если модель СИМ не предусматривает совместные поездки,
  • перевозить груз, если он мешает управлению самокатом или выступает за его пределы на 0,5 метра в длину или ширину,
  • буксировать СИМ или СИМом что-либо, за исключением прицепа (если он входит в комплект эксплуатации устройства),
  • поворачивать налево и совершать разворот на дорогах с двумя и более попутными полосами или с трамвайными путями.

Словом, запретов предостаточно – но на практике с соблюдением всех правил явно могут наблюдаться проблемы.

Новые дорожные знаки в ПДД

Одновременно с выделением средств индивидуальной мобильности в обособленную группу транспорта, власти добавили в ПДД несколько новых знаков – специально под электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и другие устройства.

Дорожный знак 8.4.7.2 – распространяет действие исключительно на тех, кто управляет любым СИМ:

Знак 8.4.16 – напротив, не действует в отношении едущих на электроустройствах:

Дорожный знак 3.35 – запрещает дальнейшее движение на СИМ:

Какие штрафы за нарушения на электросамокате?

Никаких новых штрафов для нарушителей на СИМах в Административном кодексе не прописали. Это означает, что в части наказаний владельцы электросамокатов по-прежнему приравниваются к пешеходам.

Какие штрафы:

  • 500 рублей с альтернативой в виде предупреждения – за нарушение Правил дорожного движение (часть 1 ст. 12.29 КоАП),
  • 1 000 рублей – за создание помех транспортным средствам (ч. 1 ст. 12.30 Кодекса),

Если передвигающийся на электросамокате собьёт пешехода и причинит ему вред лёгкой или средней тяжести, в дополнение к штрафу 500 рублей ему грозит ответственность по ч. 2 ст. 12.30 КоАП – штраф от 1 000 до 1 500 рублей. За тяжкие увечья предусмотрена уголовная ответственность по ст. 268 УК РФ, вплоть до лишения свободы.

А что будет в случае ДТП?

По закону 2023 года владельцы электросамокатов не считаются водителями, поэтому по ПДД у них нет обязанности оставаться на месте ДТП. Искать скрывшегося самокатчика владельцам машин придётся самостоятельно – по камерам и показаниям очевидцев аварии. А если столкнулись два самоката или произошёл наезд СИМ на пешехода – это не будет считаться ДТП.

Кроме того, закон не предусматривает страхование средств индивидуальной мобильности по ОСАГО. Поэтому вопрос с возмещением ущерба здоровью по вине самокатчика в любом случае придётся решать в гражданском порядке, путём подачи иска в районный суд.

Плюсы и минусы изменений для СИМ

Решение вывести средства индивидуальной мобильности из «серой» зоны напрашивалось уже давно. Определение требований и запретов к пользователям электросамокатов должно повысить безопасность на дороге. Но есть и «ложка дёгтя» – окончательно вопрос еще не урегулирован и вопросы по-прежнему остаются.

Преимущества и недостатки поправок в ПДД:

  • Наличие статуса электросамокатов, требования по возрасту, местам допустимой езды, запреты и дорожные знаки – это, несомненно, существенный плюс,
  • Наличие чётких правил и ответственности за их неисполнение дисциплинирует владельцев СИМ, что, в свою очередь, также должно сократить количество ДТП с участием электросамокатов,
  • С другой стороны, теперь виден вектор в пользу «социализации» средств индивидуальной мобильности – их использование не привязали к специально оборудованным территориям, а разрешили кататься в пешеходных зонах и на проезжей части,
  • Но до сих пор нет чётких технических регламентов, по которым можно было бы относить одни устройства к СИМ, а другие – к мопедам. Например, моноколесо даже с самым мощным двигателем не может считаться мопедом, поскольку имеет одно колесо.
  • Остаётся также неясным, кто и как будет наказывать нарушителей на СИМ – штатных сотрудников ГИБДД на дорогах всё меньше и меньше, а теперь им придётся отслеживать ещё и манёвры владельцев электротранспорта,
  • Отчасти проблему могли решить камеры автофиксации. Но вряд ли этот вопрос решится настолько быстро – нужно время на разработку и настройку алгоритмов отслеживания нарушений со стороны владельцев СИМ.

Окончательную картину от введения новшеств мы получим после 1 марта. Скорее всего, по мере развития событий с электросамокатами правительство будет дополнять ПДД, вплоть до 1 марта 2029 года.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Техно Зип
Добавить комментарий