Камень из-под колёс автомобиля или при покосе – это ДТП, работает ли ОСАГО и кто виноват?

Причинение вреда транспортному средству обычно случается внезапно. Например, когда водитель спокойно ехал по своей полосе дороги, а из-под колёс другой машины вылетел камень и прилетел в лобовое стекло. Аналогичный ущерб может быть нанесён и камнем из-под газонокосилки. Ситуация пренеприятная! Но считается ли это ДТП? Ответ на этот вопрос зависит от конкретного события, а точнее, стояла машина или ехала по дороге. Но самое главное, кто виноват, действует ли ОСАГО и с кого требовать возмещения ущерба? Тонкостей достаточно, и мы разберём их более подробно с опорой на законодательство.

Прилетел камень в машину – это ДТП или нет?

Да, подобные ситуации квалифицируются как ДТП. Однако в 2023 году теория несколько отличается от практики. Далеко не каждый эпизод с прилетевшим из-под колёс камнем будет считаться ДТП.

Для начала обратимся к терминологии. ФЗ О безопасности дорожного движения, в статье 2, даёт следующее определение понятию «ДТП»:

дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Абсолютно схожее определение приводится и в пункте 1.2 Правил дорожного движения. То есть с точки зрения закона ДТП характеризуется движением хотя бы одной машины по дороге, участием транспортного средства в происшествии, а также причинением материального вреда имуществу.

Но что в нашем случае:

  • Автомобиль двигался по участку дороги? Да!
  • Участвовала ли машина в дорожном событии? Конечно, ведь из-под колёс другого авто прилетел гравий или щебень и угодил в машину – а это очевидное событие.
  • Причинён ли материальный вред автомобилю потерпевшего? Вероятнее всего, да – от удара камнем появилась «паутинка» на ветровом стекле, повредились щётки дворников, стёрлось лакокрасочное покрытие и т.д.

Все признаки указывают на ДТП. И, казалось бы, этого вполне достаточно. Но не менее важно установить виновника происшествия, и вот с этим на практике не всё так однозначно.

Кто виноват, если камень вылетел из-под колёс другого автомобиля?

Первая мысль – виновен тот, кто ехал впереди и из-под чьих колёс вылетели камни. Ведь это он не уследил за дорогой, наехал на гравий, вследствие чего камушек повредил другой автомобиль.

Но Верховный Суд считает иначе!

Так, в марте 2016 году вышло одно интересное Постановление Верховного Суда. Он не согласился с утверждением нижестоящих судов о виновности водителя, из-под колёс машины которого вылетели камни и разбили сзади едущую машину.

В своём Постановлении № 39-АД16-1, ВС РФ указал, что вина водителя отсутствует. По мнению Высшей инстанции, событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, и с его стороны не было никакого умысла порчи чужого имущества. Автолюбитель не мог предвидеть событие и связанные с ним последствия. Поэтому в отношение данного водителя событие нельзя расценивать как ДТП – оно не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.

Правда, в том же решении Верховный Суд рассматривал жалобу автомобилиста об отмене решения нижестоящих судов о лишении его водительских прав за отъезд с места аварии. И ВС РФ отменил их постановления. Попутно, объяснив, что в инцидентах с прилетающими камнями нельзя однозначно винить впереди едущего водителя.

Тем не менее, каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, и в ряде случаев вину водителя можно доказать.

Если стоял знак 1.18 «Выброс гравия»

Наличие такого знака предупреждает водителей о том, что впереди находится участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и других камней из-под колёс машин (см. Приложение 1 к ПДД). В данном случае водители осведомлены об опасности и состоянии дорожного полотна в зоне действия знака 1.18 «Выброс гравия». Обычно тут же ставят знаки ограничения скорости до 40 км/ч.

И, если кто-то не обращает внимание на ограничители, а гонит под 90 км в час по гравию – это однозначно нарушение ПДД. Если при этом из-под колёс автомобиля вылетит щебень и разобьёт стекло сзади едущему водителю – вина первого водителя будет очевидна. Но для фиксации инцидента потребуется как минимум запись с регистратора.

Если другой водитель ехал по обочине

Это тоже нарушение, и виновником будет обочечник.

Пункт 9.9 ПДД запрещает транспортным средствам передвигаться по обочине. И если ваш регистратор заснял, как кто-то мчит по обочине, да к тому же из-под колёс его автомобиля вам прилетел камень – виновником считается обочечник. Мало того, что он нарушил ПДД, так еще и своими действиями нанёс ущерб чужому имуществу.

Если на другом авто не было брызговиков

В 2023 году многие современные автомобили выпускаются производителем без грязезащитных фартуков и защитных устройств. Но если брызговики установлены с завода, владельцу машины их снимать нельзя – эти действия считаются самовольным вмешательством в конструкцию ТС.

Пункт 7.5 ПДД запрещает эксплуатацию автомобиля при отсутствии предусмотренных конструкцией брызговиков и грязезащитных фартуков. И как раз отсутствие задних брызговиков может стать следствием выброса гравия из-под колёс машины в сзади едущий автомобиль. Однако, чтобы установить вину водителя, придётся заказывать трасологическую экспертизу. Без неё сложно установить причинно-следственную связь между отсутствием брызговиков и вылетевшим из-под колёс камнем.

Что делать, если в лобовое стекло машины прилетел камень?

Итак, с виновностью разобрались. Но что делать потерпевшему водителю, в чьё лобовое стекло внезапно прилетел большой камень со встречки или из-под колёс попутного автомобиля?

Порядок действий:

  1. Во-первых, остановитесь, включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки. Не стоит гнаться за другой машиной, если у вас «паутинка» во всё лобовое стекло. Но при незначительных повреждениях авто можно попытаться догнать обидчика и призвать его остановиться. Или хотя бы узнать марку и госномер его автомобиля.
  2. Во-вторых, осмотрите повреждённый участок вашего автотранспорта. Камень мог зацепить не только стекло, но и корпус, бампер, фары. Зафиксируйте все дефекты на фото и видео. Старайтесь запечатлеть повреждения так, чтобы в кадре был виден участок трассы, дорожные знаки, вывески, номера домов и прочие ориентиры. Также следует сфотографировать состояние дорожного полотна. Особенно, если на участке дороге есть гравий, щебень и другой мусор. Ну и, конечно, просмотрите запись с вашего регистратора.
  3. В-третьих, звоните в ГИБДД и сообщайте о происшествии. Оператор уточнит детали инцидента и подскажет, что предпринять дальше. Если свободных экипажей ДПС не окажется, вам предложат самим проехать на ближайший пост для оформления. Желательно, сделать это вместе с водителем другой машины.
  4. Далее, сотрудники ГИБДД оформят ДТП, и вы сможете обратиться за страховой выплатой.

Но ситуация может быть и другой, к примеру – оператор дежурной части перенаправит вас к участковому. Тогда следует вызвать на место происшествия обычных полицейских (не ДПС). В их обязанность входит составление акта об обеспечении состояния дорожного покрытия. То есть они должны зафиксировать наличие грязи, камней, гравия и других посторонних предметов на дороге. Далее, на основании этого акта полиция должна привлечь к административной ответственности дорожную службу, которая отвечает за данный участок дороги.

Но на практике это трудновыполнимо. Дорожники могут заявить, что щебень вывалился на асфальт из проезжающего грузовика, и их вины тут нет. Такое действительно могло произойти. Но если, к примеру, на участке дороги велись ремонтные работы, и дорожники плохо убрали после себя камни – это куда более серьезный аргумент в пользу их халатности. И, соответственно, виновности.

Если дорожную службу всё же привлекут к ответственности, у вас появится право подать им претензию и потребовать возмещения ущерба за поврежденный автомобиль. Если откажутся – вопрос решается в гражданском судопроизводстве.

Щебень или гравий вылетел из-под работающей газонокосилки – это ДТП?

Ответ зависит от того, двигался автомобиль в момент попадания камня, или был припаркован. Имеем две противоположные ситуации:

  • Если машина стояла – событие не считается ДТП.
  • Если автомобиль двигался по дороге до столкновения с инородным предметом – это по определению ДТП.

Соответственно, в первом случае оформлять происшествие должны полицейские. А на ДТП выезжают уже автоинспекторы, либо они же попросят вас самих подъехать для оформления на ближайший пост ГИБДД.

Кто виноват?

Виноват тот, чьи действия привели к выбросу гравия из-под косилки и повреждению автотранспортного средства. Но оплачивать ремонт, возможно, придётся не этому лицу. А, например, компании, где работает газонокосильщик. И здесь у нас две ситуации.

Если сосед косил траву

Виноват сосед – ему и возмещать ущерб за поврежденный автомобиль.

Сложность в том, что в 2023 году вам придётся доказывать виновность соседа. Тот мог стричь газон днём, пока вы были на работе. В этом случае единственной зацепкой может стать запись с регистратора, где видно косящего траву человека и факт попадания камнем из-под устройства в ваш автомобиль. Если видеорегистратора нет или он не записывал – ситуация осложняется.

Теоретически инцидент могли видеть другие соседи. Но в ГИБДД и судах больше доверяют картинке, нежели словам очевидцев. Тем более, у последних могут быть личные счёты с подозреваемым лицом.

Если работал газонокосильщик коммунальной службы

Виноват тот, кто косил траву на участке. Однако возмещать ущерб будет компания, где трудоустроен газонокосильщик. Зачастую коммунальщики страхуют профессиональные риски своих работников. Таким риском как раз является рассматриваемая нами ситуация – порча чужого имущества вследствие выброса гравия из-под работающей газонокосилки. Тогда оплачивать ремонт будет страховая компания.

Но если профессиональная ответственность сотрудника не застрахована, придётся взыскивать ущерб напрямую с организации. Обычно это Горзеленхоз, УК или ТСЖ.

Как действовать:

  1. Возьмите у косаря координаты его начальника.
  2. Свяжитесь с начальником и сообщите об инциденте. При необходимости покажите запись со своего видеорегистратора. Предложите решить вопрос без суда – чтобы вам оплатили ремонт стекла, бампера, фар, крыльев и других поврежденных частей автомобиля.
  3. Если компания готова всё оплатить, отправляйтесь на СТОА и чините автомобиль. Далее вам должны возместить расходы на ремонт по чекам из мастерской. После получения денег составьте расписку, что претензий к организации виновника не имеете.

Бывает, что компания идёт в отказ. В таком случае нужно привлекать участкового, оформлять акт происшествия и фиксировать все повреждения. Однако придётся устанавливать причинно-следственную связь между выбросом камня из-под газонокосилки и порчей вашего автомобиля. Вторая сторона может заявить, что у вас уже было треснуто стекло или давно отошла краска от корпуса. Не исключено, что в таком случае поможет только независимая экспертиза.

Можно ли взыскать ущерб за разбитое стекло или бампер по ОСАГО?

Да, но только при одновременном соблюдении трёх условий:

  • событие отвечает признакам ДТП,
  • установлен виновник происшествия,
  • у виновника есть действующий страховой полис.

Кроме того, важным условием страхового случая в 2023 году является использование транспортного средства в момент ДТП. Об этом сказано в пункте 12 Постановления Пленума ВС РФ №58. Под использованием понимается эксплуатация автомобиля в пределах дорог и прилегающих территорий. Так, к примеру, если машина стояла на обочине или во дворе, ОСАГО не при делах.

Но если камень угодил в лобовое стекло во время движения автомобиля, это считается страховым случаем. При таком раскладе, когда автогражданская ответственность виновника застрахована, расходы на ремонт потерпевшему будет возмещать страховая компания. Но прямое возмещение убытков в данном случае не работает, т.к. не было взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (ст. 14.1 ФЗ-40 Об ОСАГО). Потерпевшему придётся обращаться в страховую виновника ДТП – и там ему должны возместить ущерб.

Если у виновника не окажется ОСАГО или событие не признают ДТП/страховым случаем, вопрос с возмещением расходов решается напрямую с другим водителем. Вначале на досудебной стадии, путем подачи претензии, а если причинитель вреда не захочет оплачивать ремонт добровольно – тогда подаётся исковое заявление в суд.

А если у меня есть каско?

При наличии добровольной страховки у вас есть все шансы восстановить машину за счёт страховой. В отличие от ОСАГО, по каско страхуется не ответственность водителя, а его транспортное средство.

Обычно при выплатах по каско страховые не требуют никаких справок о ДТП. Достаточно связаться с ними и сообщить об инциденте с камнем. То же самое стекло по каско один раз вам могут вставить без всяких документов. Аналогично и при замене отдельных кузовных элементов. Эти нюансы лучше смотреть в договоре по каско, т.к. условия у разных страховщиков отличаются.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Техно Зип
Добавить комментарий