Новые правила прохождения техосмотра с 1 марта 2021 года: какие изменения в законе?

Грядущие изменения в правилах техосмотра уже сеют панику и недовольство среди водителей. С 1 марта 2021 года получить диагностическую карту станет сложнее. А в ряде случаев техосмотр и вовсе могут аннулировать. Новшества коснутся и порядка проведения технической проверки: появляются фотофиксация, электронная подпись в системе ЕАИСТО, координаты по месту осмотра. Ну и куда же без штрафов за не пройденный техосмотр. Словом, изменений предостаточно. Попробуем разобраться в дебрях нового закона, развеем популярные в сети мифы, расскажем о том, к чему готовиться обычным водителям и действительно ли всё так страшно на самом деле.

Поправки в техосмотр с 1 марта 2021 года – правда или фейк?

Чистая правда, не фейк.

Начиная с 2011 года и по сей день, действует ФЗ № 170 «О техническом осмотре транспортных средств…». Сами поправки вносятся в связи с утверждением другого ФЗ № 122 «О внесении изменений…» от 06 июня 2019 года. И пусть вас не смущает дата одобрения поправок. Реформа действительно готовилась и обсуждалась в течение 2 лет, и вот, наконец, с 1 марта 2021 года они вступят в законную силу.

Нововведения закрепляют прохождение процедуры техосмотра и выдачи диагностических карт по единому стандарту, без всяких лазеек и путей обхода правил. Уже с начала весны требования ужесточаются. Если раньше можно было пройти техосмотр «на бумаге», без заезда на станцию ТО, то с марта это станет невозможным. Тем самым, правительство планируют искоренить выдачу фиктивных диагностических карт.

По последним новостям, с 1 марта 2021 ГИБДД возьмёт на контроль техосмотр всех автомобилей в России. А МВД будет участвовать в техническом осмотре автобусов. Это стало возможным благодаря Указу Президента РФ № 108 от 19 февраля 2021 года. Раньше такого контроля не было, а сейчас он появляется.

Добавлено 26 февраля 2021 г. Согласно инициативе Мишустина, указанные обновления в законодательстве могут быть перенесены на новую дату – 1 октября этого же года. Впрочем, пока данное обстоятельство остаётся только инициативой – дано поручение по разработке соответствующего законопроекта (о переносе даты начала законной силы). Никаких формальных законов об этом не поступало, поэтому правдой остаётся пока ещё 1 марта. Мы ежедневно следим за ситуацией, и на сегодняшний день эта информация актуальна.

Отменят ли техосмотр в России?

Развеем миф, который гуляет в интернете – техосмотр в России отменён не будет. Никаких предложений на этот счёт даже не поступало в Госдуму. Основной ФЗ № 170 «О техосмотре» продолжает действовать, а изменения с марта 2021 года касаются исключительно доработок процедуры ТО.

Да и в целом, государство вряд ли пойдёт на отмену техосмотра в России. Такое решение создаст угрозу безопасности дорожного движения. Возникнет риск массовых ДТП и страховых случаев. На это ни одно уважающее себя государство пойти не может!

Будет ли моя диагностическая карта действительна после 1 марта?

Да. Официальное подтверждение этому можно найти в ч. 3 ст. 5 ФЗ № 122:

3. Диагностические карты, подтверждающие допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выданные владельцам транспортных средств или их представителям до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими до истечения срока их действия.

Получается, что если у вас на руках есть диагностическая карта (ДК), полученная до реформы 1 марта 2021 года, то она не аннулируется, а продолжает действовать. Следующий техосмотр нужно проходить после окончания срока действия текущей диагностической карты. Частота ТО всегда зависит от возраста «железного коня».

Если техосмотр был куплен?

Статистика говорит о том, что всего 20% водителей реально проходят осмотр с заездом на станцию технических проверок. Остальные 80% автовладельцев предпочитают не тратить на это время. Им проще «по старинке» заплатить страховому агенту и приобрести диагностическую карту в комплекте с ОСАГО. Ехать никуда не нужно, даже автомобиль можно не показывать – готовь денежку, и техосмотр «пройден».

Новый закон осложнит жизнь тем, кто покупает диагностические карты без фактического заезда на станции техосмотра. Допустим, вы воспользовались лазейкой и успели купить карту до 1 марта 2021 года. Теоретически, при проверке, ГИБДД её может у вас аннулировать. Но в то же время, закон не имеет обратной силы. Ситуация спорная. Наверняка придётся идти в суд и отстаивать свою позицию, ссылаясь на ч. 3 ст. 5 ФЗ № 122. А с весны ГИБДД начнёт тщательно контролировать все новые документы в системе ЕАИСТО.

Я вносил изменения в конструкцию авто

С первого месяца весны 2021 года всё становится жёстче.

Если конструкция вашего автомобиля не соответствует требованиям безопасности, то по новым правилам вам откажут в прохождении техосмотра, о чём эксперт-техник сделает соответствующую запись в системе ЕАИСТО. Но нарушения можно будет устранить в течение 20 дней, а потом заново показаться тому же эксперту.

Что это за нарушения в конструкции автомобиля? Например, установка «кенгурятника», газо-балонного оборудования (ГБО), незаконная тонировка стёкол, незарегистрированный ксенон и др.

При нарушениях со стороны оператора станции ТО

С марта 2021 года несоблюдение регламента техосмотра автомобилей также приведёт к проблемам с действительностью выданной диагностической карты. И пусть это нарушение со стороны техника (например, он забыл проверить систему или узел автомобиля) – неважно. Выданную вам по итогам ТО карту аннулируют. Специалиста, скорее всего, оштрафуют.

Правда, встаёт вопрос – а как об этом нарушении станет известно ГИБДД? По новым правилам техники должны сделать две фотографии автомобиля: до и после обследования, а после загрузить их в ЕАИСТО. Видеосъемка процедуры осмотра транспорта не предусмотрена. Тем не менее, нарушения со стороны оператора – это одна из причин, по которым техосмотр могут аннулировать. И придётся проходить его заново, и оплачивать по новой.

Если полис ОСАГО еще действует, но срок карты истёк?

Водитель должен заново пройти техническую проверку автомобиля.

Почему так? Диагностическая карта нужна для покупки полиса ОСАГО. Но срок действия техосмотра может не совпадать со сроком действия страховки. Получается, что ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты подошёл к концу. И если в такой ситуации вы вдруг окажетесь виновным в ДТП, а причиной будет заявлена неисправность автомобиля – ждите регресса от страховой компании. Вначале она выплатит компенсацию ущерба потерпевшим в ДТП, а затем предъявит вам иск о взыскании этой суммы.

Кому не нужно проходить техосмотр после 1 марта 2021 года?

Как мы выяснили ранее, действительные диагностические карты не утратят силы в связи с действием нового закона. Их владельцам не нужно ехать в пункт ТО и проходить процедуру повторно.

Также регулярная проверка технического состояния не требуется новым автомобилям, если с момента их выпуска еще не прошло 4 года. Этот период вы можете ездить на ТС без всяких плановых осмотров.

Какой транспорт входит в эту категорию:

  • легковые автомобили (за исключением такси);
  • грузовые машины с массой до 3,5 тонн;
  • прицепы и полуприцепы;
  • любые мотоциклы.

Отправной точкой становится 4-летний срок с момента выпуска автомобиля с завода.

Пример расчёта:

Автолюбитель приобрёл в салоне новый автомобиль 2018 года выпуска. Полис ОСАГО ему нужно оформить сразу. А вот ближайший техосмотр его ждёт только с 1 января 2022 года – когда машине исполнится 4 года с момента выпуска. В нашем примере год выпуска тоже идёт в расчёт.

Как часто нужно заезжать на станцию техосмотра?

Регулярный техосмотр требуется для автотранспорта, который мы не указали в предыдущем разделе. При этом срок тех проверки отличается. Но по реформе с 1 марта 2021 года никаких изменения в плане сроков нет.

Ключевым моментом принято считать возраст автомобиля и тип ТС:

  1. До 4 лет – техосмотр не проводится.
  2. Для легкового транспорта, мотоциклов, грузовиков до 3,5 тонн, прицепов и полуприцепов возрастом с 4 до 10 лет – заезд на станцию техосмотра раз в 2 года.
  3. Для этих же машин старше 10 лет – каждый год.
  4. Для легковых такси, автобусов, грузового транспорта свыше 3,5 тонн, грузовиков с 8 и более местами для пассажиров, машин автошкол и автомобилей со спецсигналами возрастом до 5 лет – ежегодно.
  5. Для указанных выше машин от 5 лет с даты выпуска – техосмотр раз в 6 месяцев.

Возраст транспортных средств считают с даты их производства. Информацию можно найти в СТС или ПТС интересующей машины (мотоцикла).

Что грозит за отсутствие техосмотра после нововведений?

Санкции всего две – и обе они связаны с финансовым наказанием за езду без диагностической карты. Рассмотрим два последствия.

Штраф ГИБДД

Новость включает в себя и хорошее, и плохое.

Положительный момент в том, что штраф за езду без техосмотра вводится не с 1 марта 2021 года, как основная реформа. Последствия от распространения коронавирусной инфекции отодвинули сроки на целый год. Экзекуция со штрафами начнётся лишь с 1 марта 2022 года.

Сумма штрафа за езду без диагностической карты – 2 000 рублей (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ – согласно изменениям ФЗ № 122).

А вот плохая новость совсем не обрадует водителей. Для того, чтобы «удостоиться» санкции, совсем необязательно, чтобы вас остановил сотрудник ГИБДД и пробил наличие карты в системе ЕАИСТО. Штрафы будут приходить и с камер фото-видеофиксации на дорогах. Частота выписывания штрафов может быть раз в 24 часа. Увеличения сумм за повторное нарушение в законе не предусмотрено.

Штрафы угрожают и операторам, если те продолжат торговать диагностическими картами «по старинке». За это давно есть административная ответственность по ст. 14.4.1 КоАП РФ, а в новой редакции должностным лицам грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей, а юридическое лицо оштрафуют на 200 000 – 300 000 рублей.

Регресс от страховой

Помимо штрафов, водителей с недействующей диагностической картой ожидает иск от страховой фирмы.

Регресс – это право страховщика требовать с вас суммы, выплаченные потерпевшим при вашей виновности в ДТП. Согласно регламенту, если у потерпевших есть ОСАГО, они обращаются к страховщику, а тот возмещает им ущерб за вас.

Но, поскольку техосмотр у вас не пройден – это нарушение обновлённого пп. «и» ст. 14 ФЗ Об ОСАГО:

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств… либо на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.

Вот и получается, что страховщик в данном случае не нарушает закон, а регресс вполне обоснован.

Для подачи такого требования необходимо выполнение сразу 3 условий:

  • Ваша виновность в ДТП;
  • Отсутствие у вас диагностической карты о прохождении техосмотра;
  • Авария случилась из-за неисправности вашего транспорта.

Закон не оговаривает как быть, если диагностическая карта была аннулирована в ГИБДД. Но, похоже, что и в этом случае страховщики смогут предъявлять регрессные иски к нарушителям. Ответ на этот вопрос даст судебная практика в обозримом будущем.

Новые правила и порядок процедуры с 1 марта 2021 года

Изменения коснулись сразу нескольких пунктов процедуры техосмотра, а также ряда санкций за неисполнение предписаний правительства.

Для удобства, взглянем на новшества в виде сравнительной таблицы со «старой» редакцией:

Таблица сравнения старого и нового порядка техосмотра Что было раньшеНовое с 1 марта 2021 года
Приобретение диагностической карты у оператора, страхового агента или брокера без заезда на станцию технического осмотра Обязательный порядок прохождения техосмотра автомобиля с заездом на аккредитованные станции ТО – никаких исключений!
Аннулирование карт было, но не поставлено на поток Если фактического осмотра на техническом сервисе не было, диагностическую карту могут аннулировать
Сервис ЕАИСТО работал и раньше, но диагностические карты выдавались через посредников Использование сервиса ЕАИСТО от МВД, где хранятся все выданные карты в электронном виде. Их можно отслеживать на действительность по запросу уполномоченного органа
Обязательная фотосъемка автомобилей перед ТО не требовалась С 1 марта вводится обязательная процедура фотографирования машин, проходящих ТО на станции. Теперь требуется два фото: до и после осмотра. Функция съемки возложена на экспертов-техников
Координаты и геолокация не использовались Обязательная привязка к координатам по месту нахождения станции ТО, где осматривают автомобиль на предмет соответствия требованиям безопасности. Допустимые отклонения по геолокации – 150 метров
Сверки автомобиля с документами часто были формальностью, не учитывались и нарушения в конструкции автомобилей Операторов обязали тщательно сверять идентификационные данные с тем, что указано в СТС или ПТС. Речь идёт о сверке госномера, кузова, рамы или кабины. Любое несоответствие – это повод для прекращения техосмотра и сообщения о нарушениях в ЕАИСТО
Доступ к автоматизированной системе по аккаунту любого заинтересованного лица: хоть техника, хоть страхового агента Отныне чтобы вносить данные в ЕАИСТО, нужна усиленная квалифицированная электронная подпись технического эксперта – это предотвращает нелегальные схемы по оформлению карт «на бумаге» без заезда на станцию ТО
Ограничений на количество техосмотров за сутки в сервисах не было Владельцы станций техосмотра должны самостоятельно рассчитать, сколько автомобилей они смогут проверить в течение суток и с учётом людских ресурсов на ТО. Информация подаётся в РСА, где фиксируют допуск такого Центра на каждый день. Превысить его можно лишь на 5%, в остальных случаях сверх показателей система ЕАИСТО не даст зарегистрировать диагностические карты сверх лимита
Работали только стационарные пункты ТО С 1 марта 2021 года появляются передвижные диагностические линии техосмотра автомобилей. Они выступают дополнением к уже имеющимся стационарным пунктам. На них тоже устанавливается пропускная способность машин в сутки, а привязка идёт к региону (например, передвижная линия из Москвы не сможет оказывать услугу в Самаре или Хабаровске) На сайте РСА можно найти нужного оператора, а также узнать на карте, где расположены пункты ТО в вашем регионе
Штраф за управление такси, грузовой машиной или автобусом с местами более, чем на 8 человек в отсутствие диагностической карты – от 500 до 800 рублей (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ) Теперь штраф касается всех водителей автотранспорта, ездящих без диагностической карты. Размер штрафа за не пройденный техосмотр – 2 000 рублей.

По сути, из реальных изменений в процедуру техосмотра можно выделить фотофиксацию заезда и выезда автомобиля в сервис. Также раньше не было привязки к координатам станции ТО и передвижных пунктов осмотра. Остальной порядок остался прежним.

Сколько будет стоить техосмотр?

Точно сказать о цене техосмотра по новому закону невозможно.

Есть предписание операторам устанавливать свою стоимость технической проверки. Чтобы не было хаоса, в Минэкономразвития предусмотрели диапазон цен. Они будут формироваться на основе региональных расчётов и того минимума, который установит ФАС.

Приблизительная стоимость техосмотра в 2023 году – от 500 до 1 500 рублей. Но уже сейчас ясно, что это крайне низкие цены. Ведь для соответствия новым стандартам пункты ТО должны будут привести помещения в порядок и закупиться необходимым оборудованием – а это недёшево!

Как проверить наличие техосмотра в режиме онлайн?

Чтобы не оказаться в числе нарушителей, лучше перестраховаться и заранее проверить, всё ли в порядке с вашей диагностической картой. Сделать это можно через интернет, не выходя из дома.

Пошаговая инструкция проверки наличия техосмотра:

  1. Зайдите на официальный онлайн сервис проверки на сайте ЕАИСТО от МВД.
  2. Вбейте в строку поиска один из идентификаторов вашего автомобиля (государственный знак, VIN-номер, кузов, раму или номер актуальной диагностической карты).
  3. Поставьте галочку в поле «Я не робот» на reCAPTCHA.
  4. Нажмите кнопку «Проверить».

Система ЕАИСТО выдаёт один из трёх возможных вариантов статуса диагностической карты: действительна, в архиве или аннулирована. Если у вас высветился зелёный значок «Действительна» – всё в порядке. Остальные два статуса обязывают вас съездить на пункт ТО и заново пройти техосмотр. Иначе, как мы говорили выше, возникает угроза регресса от страховой, а в 2022 году и штрафов.

Трудности в связи с принятием поправок в техосмотр

Уже сейчас операторы и страховщики высказывают недовольство новой реформой в сфере техосмотра. В Минэкономразвитии всё понимают, поэтому в дальнейшем не исключены послабления и отсрочки в порядке технической проверки автомобилей.

Какие есть проблемы:

  • Нехватка пунктов техосмотра

По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января 2020 года в России было зарегистрировано 52,9 млн единиц автомобильной техники. А по данным РСА, пунктов техосмотра по всей стране всего 5 630. Из них соответствуют требованиям для проверки автомобилей по новым правилам – 2 500 пунктов. И, например, в Хабаровске всего 3 места, где может пройти техосмотр. А это город с населением свыше 600 тысяч человек. Это создаёт неудобства.

  • Очереди

Ажиотаж с 1 марта неминуем, и не факт, что имеющиеся пункты ТО справятся со всеми желающими пройти техосмотр. Ведь, как мы выяснили выше, реформа предписывает установить пропускную способность в сутки и не превышать её более, чем на 5%. Значит очередей не избежать.

  • Закупка дорогостоящего оборудования

Возрастает финансирование на покупку или коррекцию производственно-технической базы. Сервисам ТО нужно закупить дополнительные дымомеры, люфтомеры, приборы для проверки светопропускания стекол и прочее оборудование. Нужны также техники-эксперты, которые бы занимались только техосмотром приезжающих авто – с кадрами тоже есть проблемы.

  • Перебои в работе автобусов

По новым правилам, автобусы должны проверять на исправность каждые 6 месяцев. И если владельцы муниципального автопарка не успеют подать заявку или на ТО будут очереди, автобусы не смогут выйти на линию. Из-за этого собьётся график перевозок, а пассажирам придётся стоять на остановках и долго ждать автобусы.

  • Закрытие сервисных центров

Несоблюдение требований в проведении техосмотра может привести к тому, что с 1 марта станции ТО начнут постепенно лишать аккредитации. Если в городе закроют несколько таких пунктов, то техпроверку будет пройти крайне сложно. Автолюбителям придётся ездить за 100-200 км в другие города, чтобы оформить диагностическую карту по всем правилам. Но и там будут очереди. Не исключено, что многие и вовсе откажутся от прохождения техосмотров и покупки ОСАГО.

Операторы станций техосмотра пребывают в неведении: либо закупаться оборудованием, либо ждать смягчения реформы, либо вовсе уходить с рынка. Так, приведение сервиса в соответствие требованиям – отнюдь не быстрая процедура. Например, если расширять въезд для грузового транспорта, то нужно разбирать стену. На сбор документов и всевозможные согласования уйдет порядка 3-4 месяцев. Времени катастрофически не хватает.

Именно поэтому, 20 февраля 2021 года был разработан проект поправок в ведомственный приказ Минтранса №232, но пока он не прошёл дальше стадии обсуждения. Вероятно, переходный период по новому техосмотру продлится до 1 сентября.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Техно Зип
Добавить комментарий