Статья 12.12, часть 3: лишение прав за повторный проезд на красный: как избежать и судебная практика?

Мы уже писали, как избежать лишения прав за выезд на встречку и за нечитаемые или отсутствующие госномера на машине. Аналогичная «вилка» наказаний есть и за повторный проезд на красный свет. Тут либо лишат водительских прав, либо оштрафуют на 5 000 рублей. Но, например, с камер вам придёт максимум «письмо счастья» со штрафом. А если не успели проехать перекрёсток и загорелся красный – можно и вовсе избежать наказания. О том, какие ещё есть ситуации, и как избежать лишения водительских прав – читайте далее.

Могут ли лишить прав за проезд на красный сигнал светофора в 2023 году?

Давайте рассмотрим, в каких случаях грозит максимальное наказание, а где можно отвертеться и избежать худшего сценария.

Если зафиксировала камера?

Накажут только штрафом.

Если вы проехали на красный в первый раз и попались на камеру автоматической фиксации – штраф 1 000 рублей. А вот за повторное нарушение штраф в пятикратном размере – 5 000 рублей (ч. 1 и ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ).

Хорошая новость в том, что о лишении прав здесь речи не идёт. Но при этом возрастает риск нарваться на денежный штраф – ведь камер на дорогах гораздо больше, чем автоинспекторов ГИБДД, особенно, в крупных городах.

Повторное нарушение

Чревато «вилкой» наказания – либо штрафом в 5 000 рублей, либо лишением водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Но не все знают, что такое повторное нарушение и от какой даты вести подсчёты? Повторное нарушение проезда на красный сигнал светофора – это нарушение, совершённое вами в течение года с момента уплаты штрафа, либо с момента возврата водительских прав.

Пример: 22 июля вам вынесли постановление о нарушении за проезд на красный, а 25 июля вы полностью оплатили штраф в кассе Сбербанка. Период, в течение которого вам нельзя проезжать на красный – с 25 июля текущего года до 25 июля следующего года. Если нарушите, это будет считаться повторным нарушением, а значит вас накажут по ч. 3 ст. 12.12 Кодекса.

Также заметим, что на повторные нарушения не распространяется скидка в 50% (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). То есть вы распрощаетесь с 5 000 рублями целиком. Для сравнения, за проезд на красный в первый раз можно рассчитывать на скидку при оплате штрафа – то есть заплатить 500 вместо 1 000 рублей.

Первый раз я попался на камеру, а второй раз инспектору

Нависает угроза распрощаться с водительскими правами.

  • Если в случае с повторным проездом на красный «под камерой» вас ожидает только штраф, то поймавший вас инспектор ДПС в той же ситуации составит протокол. В тексте будет описание вашего нарушения, а ниже автоинспектор укажет, заслуживаете ли вы лишения прав. Далее протокол ляжет на стол начальства ГИБДД, и уже высшие чины будут выносить вердикт.
  • Если было наоборот: в первый раз попались инспектору ДПС, а во второй на камеру – грозит штраф, а не лишение прав.

Интересно и то, что полицейский часто фиксирует нарушение визуально. Не ведёт фото и видеосъемку, а выглядывает лихачей своими глазами (в том числе и в тёмное время суток). А исходя из увиденного, составляет протокол, рисует схему и вообще вершит судьбы автолюбителей. Логично предположить, что инспектор ДПС может ошибиться, не увидеть точно, на какой сигнал светофора вы двигались на перекрёстке – красный, жёлтый или вообще зелёный. Отсюда и разного рода ошибки. По факту, вам могут вменить нарушение п. 6.15 ПДД, но вы ничего не нарушали. И получится, что нависнет угроза «вилки» наказаний как за повторный проезд на красный сигнал светофора.

Что делать? Собирать и приобщать доказательства в пользу вашей невиновности: запись с авторегистратора, уличных камер видеонаблюдения, схемы расположения светофоров, режим их работы, мнения случайных свидетелей. Если собранные доказательства не убедили инспектора ДПС, имеет смысл бороться за правду на разборе в ГИБДД или в мировом суде. Это в ваших же интересах!

Не успел проехать или остановился на перекрёстке

И здесь у нас две ситуации:

  1. Если вы начали манёвр при горящем/мигающем зелёном сигнале светофора, но не успели полностью пересечь перекрёсток – закон разрешает продолжить движение и закончить манёвр. Даже если на светофоре уже загорелся красный. И если другие водители готовы начать движение на «свой» зелёный, вначале они обязаны дождаться, пока вы завершите манёвр (п. 13.8 ПДД).

Показательно решение Набережночелнинского городского суда РТ Дело № 12-299/2019 от 30 января 2019 года – суд отменил штраф водителю из Татарстана, который начал движение на зелёный, но выехал на перекрёсток уже при красном, в результате чего устроил ДТП с автомобилем из другого направления.

  1. Если вы пересекли стоп-линию на жёлтый или красный – оштрафуют на 800 рублей (ч. 2 ст. 12.12 КоАП РФ). При выезде на перекрёсток нарушение трактуется уже по части 1 и части 3 вышеупомянутой статьи Кодекса – а там либо штрафы, либо лишение прав.
  2. Ещё одна ситуация, если, выехав на перекрёсток без нарушений, вы попали в затор из других машин – в данном случае от штрафа не отвертеться, но он гораздо меньше – 1 000 рублей (ч. 1 ст. 12.13 КоАП РФ).

Таким образом, в описанных случаях может прийти «письмо счастья» – вам же придётся добиваться правды в ГИБДД или суде.

А если проехал на жёлтый?

Штрафа можно избежать только при исключении.

Это исключение описано в п. 6.14 ПДД, и кроется в том, что вы можете проехать на жёлтый свет, если не успеваете остановиться без экстренного торможения. Закон разрешает ехать дальше и пересекать перекрёсток. Да, это создаёт опасность на дороге, но другие участники всё равно обязаны вас пропустить, и только потом начинать движение на зелёный.

Исключение исключением, а штраф вы, скорее всего, получите. А затем придётся побегать в ГИБДД и суды с доказательствами того, что иначе вам бы пришлось экстренно тормозить. 

За рулём был другой человек

Собственник вправе оспорить постановление.

Да, в законе есть справедливое замечание: собственник ТС освобождается от административной ответственности, если будет выявлено, что нарушение совершил не он, а другое лицо, в чьём владении или пользовании находился данный автомобиль (ч. 2 ст. 2.6.1. КоАП РФ). Проще говоря, если за рулём были не вы – обжалуйте постановление об АП за проезд на красный свет.

К слову, в большинстве случаев суды принимают сторону собственников. Главное, не забыть о доказательствах. Например, договор аренды, субаренды, полис ОСАГО, заявление в полицию об угоне автомобиля, записи с камер наблюдения и т.д.

Решение суда строится на основе отсутствия в действиях истца состава административного правонарушения. Так, Октябрьский районный суд г. Томска отменил штраф за повторный проезд на красный свет, поскольку за рулём автомобиля TOYOTA CAMRY находился не собственник, а другой водитель по договору субаренды (Решение № 12-475/2020 от 28 июля 2020 г). Еще одно решение суда в г. Нижневартовск об отмене дела – автомобилем управлял не собственник, а его жена.

Что будет, если я проехал на красный свет железнодорожного светофора?

Грозит «вилка», но по другой статье КоАП РФ.

Проезд через ж/д пути на запрещающий сигнал светофора создаёт потенциальную угрозу ДТП с участием поезда и автомобиля. И здесь мы имеем дело с наказаниями по ч. 1 и ч. 3 ст. 12.10 Кодекса. Если вы нарушили в первый раз – штраф 1 000 рублей или лишение водительских прав на срок от 3 до 6 месяцев. Повторный проезд через железнодорожные пути на красный свет карается сразу лишением прав на 12 месяцев.

Как избежать лишения прав?

Обращаем внимание, что прав лишают не на дороге, не в ГИБДД, а исключительно в суде – и то, если судья усмотрит в нарушении отягчающие обстоятельства. О них ниже.

Важное замечание!

Смягчающие и отягчающие факторы

Итак, если начальник ГИБДД решит, что штрафа за повторный проезд на красный вам недостаточно, он отметит это в деле и перенаправит его в мировой суд.

Далее ваше нарушение будет разбирать уже мировой судья. Это означает, что при вынесении наказания он будет учитывать не только отягчающие, но и смягчающие факторы.

  1. Отягчающие при проезде на красный свет – это, прежде всего, повторность нарушения. Если вы уже попадались за несоблюдение п. 6.15 ПДД в течение года, вас реально могут лишить водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Накопленные и уж тем более неоплаченные штрафы в течение года также играют не в вашу пользу. Равно как и попытки скрыться от машины ДПС, вождение в состоянии алкогольного опьянения, вызывающее поведение и т.д.

  1. Раскаяние, признание вины, заявления в духе «Готов немедленно оплатить штраф» и тяжёлое материальное положение – факторы в вашу пользу. Например, суды часто заменяют лишение прав штрафом в 5 000 рублей, если езда на автомобиле – это постоянная работа, единственный заработок, развоз детей в школу, помощь больным членам семьи, пожилым родителям в деревне и т.д.

Ну и в целом, если судья в духе – скорее всего, вас ждёт штраф (без 50% скидки), и вы избежите лишения водительских прав.

Перспективы дела

Определить, в какую сторону повернётся ход дела – довольно сложно. Но, если верить судебной практике, всё же чаще наказывают рублём, нежели лишают прав за повторный проезд на красный.

Однако в ряде случаев можно оспорить сам факт нарушения:

  • Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Если с момента нарушения ПДД прошло 2 месяца, а постановление ГИБДД так и не вынесено – вас не могут привлечь ни к штрафу, ни к лишению прав за проезд на красный сигнал светофора. Для судов срок составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Здесь уместно привести решение мирового судьи Советского районного суда г. Челябинска № 12-174/2020 от 27 июля 2020 года.
  • Переквалификация с части 3 на часть 1 ст. 12.12 Кодекса. Например, показательно решение Нижневартовского городского суда от 21 июля 2020 года: в ГИС ГМП произошла ошибка, а полковник полиции посчитал, что водитель нарушил ПДД повторно. Судья изучил обстоятельства дела и отменил постановление, а водителю назначили штраф в 1 000 рублей за первый проезд на красный свет.
  • Допущенные инспектором ДПС нарушения также являются основаниями для прекращения дела в 2023 году. Например, в протоколе нет подписи водителя, а госавтоинспектор никак не указал этот факт – процессуальное нарушение налицо.

Вместе с тем, есть случаи «крайней необходимости». Даже если вы проедете на красный, производство по делу должно быть прекращено в силу ст. 2.7 КоАП РФ. Пример – вы попали в ДТП и везёте в больницу человека в тяжёлом состоянии, когда счёт идёт на минуты. В таком случае нужно запастись доказательствами, той же справкой из больницы.

Другая ситуация, когда вы начали разворот или движение на перекрёстке в соответствии с сигналами регулировщика, а светофор запрещал проезд. В силу п. 6.15 ПДД, вы всё делали правильно – и за это наказывать не могут. А если всё же вызвали в ГИБДД или в суд, захватите с собой запись с видеорегистратора и другие доказательства – они помогут отстоять правоту, и постановление отменят.

Об авторе статьи Максим Привалов

Юрист-консультант по автоправу. Стаж 4 года. Специализируюсь на спорах по ПДД и ДТП.

Работая в других сферах, я понял, что автозаконодательство гораздо шире, чем многие его себе представляют. Именно это сподвигло меня стать экспертом в области автоправа и делиться с людьми актуальными знаниями.

Видео:
Источник: tonkostipdd.ru

Техно Зип
Добавить комментарий